n Легендарный штурмовик Ил-2 взлетел в небо спустя почти 60 лет после авиакатастрофы
В четверг, 30 октября, состоялось уникальное историческое для Сахалина событие. Фрагменты корректировщика Ил-2, который разбился в конце 40-х годов в районе реки Ивот (Корсаковский район), доставили из леса с помощью вертолета.
В поездку мы отправились в 7 утра. Дорога предстояла длительная - около 60 км на машине и еще приличный отрезок дистанции пешком. В пути разговорились о поисковом движении на Сахалине. Оказалось, в нашей области оно самое многочисленное на Дальнем Востоке – основной костяк -примерно 25 человек, и, так называемые, «сочувствующие», люди , интересующиеся историей родного края, которые в любой момент могут прийти на помощь. Сегодня с нами четыре автомобиля. В машине вместе со мной четверо человек - предприниматель, писатель и банковский работник.
«Я в свое время интересовался информацией о штурмовике, - начал разговор путешественник, писатель Владимир Грыщук. – Думаю, первыми этот самолет после авиакатастрофы нашли КГБ-шники. Они привели туда солдат, которые взорвали боекомплект, все остальное оставили. И благополучно все забыли про самолет. Спустя некоторое время его «вновь» обнаружили охотники. Туризм на Сахалине в то время был развит сильно, путешественники «находили» штурмовик раз за разом. До тех пор, пока ни появились интернет и навигаторы. Я предпринимал несколько попыток найти Ил-2 самостоятельно. Но так и не удалось. Мы отыскали его вместе с поисковиками».
По словам моих собеседников, самолет Ил-2 сохранился отлично. Поисковикам предлагали немалые деньги, чтобы те продали его на материк. Поступало предложение и от коллекционеров из Чехии. Но сахалинцы даже не стали рассматривать его. Они хотят, чтобы возрожденный Ил-2 остался в Южно-Сахалинске, как выставочный экспонат. Впрочем, это идея не нова. Владимир Грыщук рассказал, что еще в 80-х годах хотели вызволить штурмовик из лесного плена. Но тогда дело дальше разговоров, видимо, не пошло.
За увлекательными беседами о родном крае мы не заметно достигли первой цели. В 9:30 остановились на берегу речки Вознесеновка. Там председатель Сахалинского регионального отделения "Поисковое движение России" Артём Бандура объяснил, как все будет происходить, что необходимо сделать прямо сейчас. Нам нужно было наметить площадку, куда будет приземляться вертолет, куда опускать вывезенные фрагменты Ил-2. Там же необходимо было предусмотреть место для кран-балок. После того, как основная работа была сделана, мы отправились дальше – к самому месту катастрофы. Двое человек остались у Вознесеновки – принимать груз.
Как объяснил Артем Бандура, современное поколение «обнаружило» легендарную боевую машину в 2009 году.
«Когда мы увидели, в каком состоянии сохранились фрагменты штурмовика, сразу же поняли, что его нужно восстанавливать до первоначального состояния. В 2012 году обратились с нашей идеей в правительство области. Переговоры длились долго. В этом году мы их возобновили с новой силой, и у нас получилось. В правительстве нам дали «добро». Сегодня мы здесь - первая стадия по восстановлению штурмовика Ил-2 началась. Боюсь загадывать, но надеюсь, все будет хорошо», - рассказал Артем Бандура.
К месту, где упал самолет, не может подъехать никакая техника. На руках его тоже не унести. Например, только двигатель весит около 800 кг. Так что единственный возможный вариант – это переправить фрагменты штурмовика по воздуху с помощью вертолета.
Компания «Авиашельф» безвозмездно предоставила услуги вертолета, «Азия транс проект» - услуги кран-балок, стропы, чтобы груз прицепить к внешней подвеске вертолета. Сегодня здесь много добровольцев.
Первое испытание не заставило себя долго ждать. Дорогу к реке Жуковка летом в нормальном состоянии поддерживают рыбаки. Ведь на этом побережье много рыболовецких станов. По окончанию сезона они «убирают» мосты до лета, чтобы любители отдыха на природе, охотники не разбивали дорогу. Так случилось и в этот раз. Здоровые трубы диаметром около 1 метра лежали практически поперек дороги.
Одна из наших машин перебралась на другой берег через брод. Вахтовка же проехать не смогла. С помощью лебедки и слаженной мужской силы поисковики «отодвинули» препятствие на дороге. Мы опять продолжили путь. Правда, потеряли много драгоценного времени. Нам нужно успеть до прилета вертолёта добраться до места катастрофы и приготовить все для транспортировки фрагментов штурмовика. Поисковики опасаются, что вывезти останки боевой машины не получится до окончания светового дня.
Мы добрались до конечного пункта, где оставляем машины. Мужчины забирают с собой тяжелые стропы, оборудование, которыми будут обвязывать фрагменты самолета. И в путь…немного пешком по морскому берегу. А там и в горку…метров 300 над уровнем моря. Нам повезло, погода выдалась просто шикарная. Тепло, полный штиль. Нет дымки, просторы великолепные открываются взору. Вот бы часик полюбоваться морем и скалами. Но у нас сегодня другая миссия. Мы идем вверх.
«И почему я не бухгалтер? На работе сухо, тепло. Еще и кормят по расписанию», – шутит Андрей Синюков.
Он идет следом за мной. Как и многие здесь – Андрей доброволец. Давно ждал этого дня, чтобы увидеть разбившийся штурмовик. На месте катастрофы он не был ни разу. На вопрос, почему вы здесь сегодня – отвечает: «Я не мог пропустить такое историческое событие».
На пятиминутные привалы останавливаемся часто. Все-таки вверх идти со стропами и прочими приспособлениями не самая легкая задача. Мужчины шутят: «С каждым шагом веревки становятся тяжелее».
На часах 11:50. Через час по плану должен прилететь вертолёт. А мы еще не добрались на места.
Места катастрофы я себе представляла совсем не так как. Ожидала увидеть поляну, вершину сопки, где дует шквалистый ветер. Все не так. Во-первых, это лес. Во-вторых, простором и не пахнет. Я бы сказала, мне было тесно там. Не могу представить эти страшные минуты авиакатастрофы. Что думали летчики, когда на них «надвигались» деревья и земля? Как здоровая машина на полном ходу здесь могла оказаться?
Первым делом я увидела груду металла. Только потом при детальном осмотре, догадалась, что это была кабина. Наверное, она больше всего и пострадала от удара. Тут же в двух шагах (не преувеличиваю) лежит двигатель. Метрах в десяти чуть в стороне - крыло самолета. Там можно рассмотреть часть фюзеляжа, пушку. Кстати, один из добровольцев Андрей Синюков сказал, что ее калибр 23 мм.
«Здесь видна фара освещения, люки загрузки ленты для пушки. Снизу почти целым осталось части шасси и элементы бомболюка», -«Андрей, вы все это откуда знаете? Наверное, мечтали быть летчиком?» – «Нет. Но Ил два интересовал с детства. Модель этого самолета мы раньше собирали руками, клеили из конструкторов. Это сейчас у детей компьютерные игры. А у нас такого не было».
Рядом с этим крылом лежит второе. Тут же шасси и чуть поодаль хвостовая часть самолета.
Без разочарований день не обошелся.
«Эта операция должна была состояться летом. Но из-за экспедиции на остров Шумшу, мы «вызволение штурмовика из леса» перенесли на осень, - рассказывает наш «командир» Артем Бандура. - Буквально две недели назад приходили сюда с вертолётчиками. И обнаружили, что кто-то украл с самолета хвостовой вертикальный руль, так называемый «фонарь» (бронестекло кабины летчика) и корректирующую антенну, по которой и смогли определить, что этот Ил 2 был еще и корректировщиком огня. У нас есть предположение, кто это сделал. Мы хотим найти мародеров.
Времени на разговоры нет. Еще много чего нужно приготовить до подхода вертолёта. Кто посильнее, и знает толк в работе, подвязывает крупные фрагменты штурмовика стропами. Остальные собирают «железо», мелкие детали в одно место. Их впоследствии погрузим в контейнер и полотняные мешки, их также на подвеске вывезет вертолёт.
Звук работы лопастей приближающегося вертолёта мы услышали примерно во втором часу дня. Винтокрылая машина должна была подлететь, зависнуть над нами и вернуться на берег за снаряжением.
Ребята зажгли дымовую шашку, чтобы сверху экипаж Ми-8 смог увидеть, где мы находимся. Погода в этот раз была не на нашей стороне. Из-за полного штиля, оранжевый дым (прям как в фильмах-катастрофах) заполнил всё пространство среди деревьев, а вверх так и не поднялся. Поэтому вертолётчики «нашли» нас со второго круга. Дальше все шло по плану. Стропальщики из учебного центра подавали условный сигнал флагом. Взмах полотна белого цвета – «мы готовы», красного – «нам нужно еще время». Впрочем, красный флаг ни разу не понадобился.
Как мне рассказал директор учебного центра «Vega» Виктор Зорин, условия работы сегодня, мягко сказать, непростые. Во-первых, лес создает сложности, а во-вторых, вес фрагментов специалисты знают, так сказать, «на глазок». Операцию по подъему исторического самолета Ил-2 они выполняют впервые.
Винтокрылая машина сделала 6 подходов, чтобы поднять и перевезти весь самолет на берег. Экипаж Ми-8 сработал отлично. Впрочем, думаю, команда поисковиков-добровольцев постаралась тоже на славу.
Самый, наверное, трогательный момент был, когда вертолёт поднял крыло штурмовика. Оно «взлетело» в небо спустя почти 60 лет. Это был последний, прощальный полет корректировщика. Завтра начнется новая жизнь легендарного Ил-2.
Как мне позже стало известно, поисковики обнаружили на стойке шасси штамп 1945 год - год выпуска штурмовика, а также номер завода. А на покрышке шасси была надпись «1947 год», который тоже разглядели сегодня, скорее всего это, говорит о том, когда был сделан последний ремонт штурмовика.
Пока мы находились в лесу на месте авиакатастрофы, у реки Вознесеновка наши люди грузили фрагменты самолета на кран-балки. Это работа сложная, долгая. И требовала немалых усилий. Например, крылья самолета настолько велики, что свисали с грузовиков. Здесь приходилось вспоминать, как говорит мой друг, науку «комбинаторику». Наша группа к ребятам присоединилась лишь в пять вечера, когда все фрагменты были вывезены из леса. После того, как «штурмовик» погрузили в машины, его отвезли на место хранения. Там легендарный самолет будут возрождать. Поисковики договорились с реставраторами из Москвы о том, что боевую машину восстановят. Причем, большая часть работ будет сделана на Сахалине. Деньги на реконструкцию выделяет правительство области.
После реставрации самолет обретет новую жизнь. Он станет экспонатом в будущем музее боевой славы на площади Победы в Южно-Сахалинске. По задумке поисковиков, штурмовик будет стоять на постаменте, рядом - тот самый двигатель. Исторический памятник оборудуют информационной табличкой, где, скорее всего, разместят фотографии с места авиакатастрофы.
Для справки: Достоверных данных о том, когда разбился корректировщик, нет. Так же и неизвестна судьба экипажа. Поисковики предполагают, что авиакатастрофа произошла в 1948 году. Возможно, новые факты, открывшиеся в ходе операции, смогут пролить свет на историю трагедии. В прочем, если вам известно что-то про эту авикатастрофу, обращайтесь в редакцию. Возможно, именно она поможет поисковикам найти необходимые данные об экипаже.
Галина Волкоморова. АСТВ.