n Сахалинские поисковики установили памятную табличку на склоне г.Высокая
Место падения самолета было случайно обнаружено туристами в 2019 году. Тогда же, после исследования поисковиками хвостовой части самолёта было сделано предположение, что это самолёт капитана Вениамина Суханова, погибшего 21 мая 1954 года при столкновении в воздухе с самолётом старшего лейтенанта Александра Зиновьева. Спустя некоторое время были обнаружены заводские номера двигателя и самолёта, подтвердившие, что данным самолётом управлял капитан Суханов.
«Тогда, в мае 1954 года, один из самолётов 59-го истребительного авиационного полка ТОФ шёл на посадку, второй совершил взлёт с аэродрома г.Корсакова и направился в зону полётов. По нелепой случайности, на высоте 3000 метров в небе над Южно-Сахалинском произошло столкновение двух самолётов. В архивной справке сказано, что один из самолётов упал в 8 км восточнее Южно-Сахалинска, а второй нашли лишь через неделю, в районе г.Майорской. Обломки же, лежат на склоне г.Высокая, это между Острой и Майорской», - рассказал поисковик Алексей Охрименко.
В тот день, лётчики выполняли учебно-тренировочные полёты в сложных метеоусловиях. Вспоминает лётчик этого же полка Байбурин Назип Гамильзянович: «Ранняя весна 1954 года. Идут полёты в СМУ. Близится время и моего вылета, пора занять место в кабине и доложить на СКП (служба контроля полётов) о готовности. Но что это? Где же парашют? Механик растерянно разводит руками, мол, не привезли почему-то… Сгорая от стыда, докладываю на командный пункт о случившемся, а механика отправляю за парашютом. Чтобы не нарушать графика полётов, на СКП решают выпустить вместо меня очередного лётчика, старшего лейтенанта Зиновьева. Вскоре доставили парашют, и я вновь сел в кабину своего истребителя. Включил рацию и доложил о своей готовности, но вместо ответа услышал голос руководителя полётов. Он вызывал на связь ранее вылетевших лётчиков – капитана Суханова и старшего лейтенанта Зиновьева, от которых почему-то не было очередных докладов. К тому же, капитан Суханов уже должен был совершить посадку…» «Тяжело переживали эту трагедию в полку, но, пожалуй, больше всех я: ведь Зиновьев полетел вместо меня! Будь мой парашют в самолёте – полетел бы я... Так погибли два пилота. Позже внесли соответствующие коррективы в расчеты, чтобы не допустить одновременного нахождения двух самолетов над ДПРС, правда с непростительным запозданием и заплатив за это дорогой ценой».
«Еще в 2017 году мы вместе с дочерью, внуком и правнуком Александра Павловича Зиновьева установили табличку на месте падения самолёта с номером 4626 на склоне г.Красная и вот только сейчас удалось поставить вторую табличку. Поиску места падения самолёта с номером 5045 мешали заросли бамбука и, если бы не туристы, случайно наткнувшиеся на хвостовую часть самолёта, мы бы ещё долго его искали», - рассказал руководитель Сахалинского регионального отделения «Поискового движения России» Артем Бандура.
Суханов Вениамин Иванович, родился 23.09.1920 года в деревне Суханово, Каргопольского района, Челябинской (ныне Курганской) области. С 1938 года, курсант Военно-морского авиационного технического училища им. Молотова. С июня 1941 будучи авиационным механиком служил на Черноморском флоте, также летал на боевые вылеты в должности техника в 8-м авиаполку 62-й авиабригады ВВС Черноморского флота. В июне 1944 года переучился на лётчика-штурмовика. Летал на самолётах: И-5, И-15, УТИ-4. Являлся участников Великой Отечественной Войны. Награждён медалями «За оборону Севастополя», «За оборону Кавказа», Орденом Красная Звезда. До трагической гибели капитан Суханов Вениамин Иванович был заместителем командира 3-й авиаэскадрильи по лётной подготовке 59-го истребительного авиаполка 15-й истребительной авиадивизии ВВС Тихоокеанского флота с дислокацией в г. Корсаков.
Зиновьев Александр Павлович родился 19.07.1926 года, в семье рабочего. Учился в школе №10 г. Уфа, где в 1941 году окончил 7 классов, после чего поступил в Железнодорожное училище, которое закончил в 1942 году. Тогда у 16-летнего мальчишки и зародилась мысль пойти служить в вооруженные силы. В 1943 году, работая на заводе, вступил в ВЛКСМ. Но для ухода в армию не было никаких возможностей, завод не отпускал, а военкомат не брал без разрешения завода, как бы не настаивал на этом Александр. После того как исполнилось 18 лет, в сентябре 1944 года, применив мальчишескую смекалку, свойственную юношескому поколению военных лет, всё-таки оставил завод и уехал в г. Куйбышев, где поступил в 1-е ПВМАУ (Подготовительное Военно-Морское Авиационное училище) и был зачислен курсантом. В 1947 году закончил училище. В октябре 1947 года поступил в ВМАУ им.Сталина (военно-морское авиационное училище). С января 1951 года по январь 1954 года был лётчиком, затем штурманом 3-й авиаэскадрильи 59-го истребительного авиаполка ВВС 7 ВМФ. С января 1954 года командиром звена 1-й авиаэскадрильи 59-го ИАП 15-й ИАД ВВС ТОФ.
Награждён медалями «За Победу над Германией» и «30 лет Советской Армии и Флота»
Проект «Вечный полёт» реализуется при финансовой поддержке Правительства Сахалинской области.