n Отчет о проведении работ связанных с исследованием мест боевых действий по обороне о. Сахалин в годы русско-японской войны 1904-1905 гг
В сентябре-октябре 2014 года, Региональное отделение ООД «Поисковое движение России в Cахалинской области, а так же краеведа, специалиста по русско-японской войне Горобца В.Я., проводили мероприятия по снятию плана местности и сбору артефактов, на месте бывшего бивака первого партизанского отряда под руководством полковника Арцишевского И.А.
Известно, что во время боевых действий в июне - июле 1905 года отряд находился в течении пяти дней недалеко от р. Владимировка за п.Дальнее.
Место бивака представляет собой террасы правого берега реки Владимировки плавно переходящие в склон горы и имея площадь около 600 квадратных метров. Участок покрыт в основном хвойным лесом, местами заболочен и пересечен несколькими лесовозными волоками. С восточной и западной стороны территория бивака ограничена небольшими ручьями, протекающими по дну оврагов, с северной стороны участок примыкает к берегу реки Владимировки, с южной стороны участок граничит с высотой, переходящую межгорную седловину. В западной части территории бивака видны воздействия лесного пожара. На участке так же имеются остатки фортификационных сооружений находящихся на границе средней террасы в виде траншей, они обращены фронтом к течению реки Владимировка и на данный момент сильно денудированы.
При работе на местности было отмечено, что концентрация находок на территории неравномерна, носит очаговый характер и указывает своим назначением на определенные виды деятельности. В результате чего было произведено зонирование территории бивака по видам деятельности, такие как санитарная зона, пищеблок, интендантская зона. Например, в так называемой санитарной зоне были найдены такие артефакты как: медицинский скальпель, ножницы, стеклянные пузырьки, детали фармацевтических весов, были отмечены две отдельно лежащие россыпи патронов для пистолетов барабанного типа и предположительно пистолета системы Браунинг. Россыпи находились на расстоянии двух метров друг от друга, и количество их составляло около двух десятков единиц. Так же там была найдена кокарда для головного убора нижнего военного чина. Находки, которые были обнаружены в санитарной зоне и на которых хотелось бы остановиться более подробно - это пластина желтого метала, с ушком, представляющая из себя нательную подвеску размером 2 см х 1см. На фасовой стороне пластины имеется гравировка в виде цветка и надписи «Спасибо», на обратной стороне выгравированы года «1902-1904», вторая находка представляет из себя личную круглую печать на имя Фартушного с изображением перекрещенных сабли и якоря, на фоне сердца.
В так называемой интендантской зоне было обнаружено большое количество медных люверсов, найдены фрагменты плотной материи синего цвета, остатки цинковых патронных ящиков, пломбы, сапога без голенища. Район предполагаемого пищеблока находился в непосредственной близости от интендантской зоны, сбор на данной территории был представлен осколками котлов японского производства, дуршлагом, осколками посуды как керамической, так и глазурованной, на некоторых присутствуют клейма купца Кузнецова. Из отчета полковника Арцишевского известно, что на территории бивака в присутствии гражданских и военных чинов были сожжены все ценные бумаги, деньги и документы. В центре бивака было обнаружено место с концентрацией разменного билона достоинством от пяти до двадцати копеек в примерном количестве 30 штук, металлические элементы ящиков были представлены большим количество мелких медных шурупов, переносных ручек, навесов, скоб. Так же были обнаружены закоксованные образования, которые были так же взяты на образцы. Предметы находились в суглинке, перемешанном большим количеством золы. Данные находки позволяют предположить, что описанное выше место является местом сожжения документов.
Так же были отмечены участки с концентрацией таких находок как, сильно коррозированные консервные банки, бутылки из темного стекла, патроны как отдельно лежащие, так и в обоймах, приспособление для ухода за оружием, а так же личные вещи, пуговицы и монеты. Такие очаги хаотично расположенные по территории всего лагеря дают основание предположить, что в этих местах собирались небольшие группы партизан с целью приема пищи и отдыха. На территории лагеря были так же найдены: сабли в разной степени сохранности - в количестве трёх штук, на эфесе одной из сабель имеется инвентарный номер, элементы ножен - такие как стакан, устье, седлица, части огнестрельного оружия - такие как штыки, затвор, тыльник приклада от винтовки системы «Мосина», штык и ствольная коробка от винтовки системы «Бердана», пистолет системы «Смит и Вессон» - предположительно образца 1871 года, барабан от этого же пистолета, замок от пулемета «Максим», брезентовые пулеметные ленты, а так же брезентовый патронташ ополченца под патроны к винтовке системы «Бердана» и фрагмент погона с неустановленной маркировкой.
Территория обследовалась с помощью металлоискателей, методом выборочной разведки и имела основную задачу разведки границ участка бивака, сбора сведений и артефактов.
Янков Виктор Иванович.