n Сахалинские поисковики вернулись из четырехнедельной экспедиции на остров Шумшу
Несмотря на дождь, пронизывающий ветер, туманы и холод, иногда выглядывающее солнце, поисковики обследовали территории северо-курильского острова в поисках погибших бойцов.
— После участия в двух межрегиональных поисковых экспедициях «Дальневосточный фронт», которые были проведены в 2021‑2022 годах сахалинским региональным отделением «Поисковое движение России», у меня появилась возможность побывать в экспедиции на Курильских островах — на острове Шумшу. Первое, чем я был поражен — это природными условиями. Конечно, в начале экспедиции на острове был густой туман, который накрывал остров, но затем погода наладилась, и я восхищался всем, что мне удалось увидеть и о чем узнать от более опытных коллег-поисковиков, которые приезжают сюда уже не в первый раз. Я был очень удивлен увиденными японскими танками, которые находятся там столько лет, в тех самых местах, где их остановил советский десант. Это поле боя поражает своими масштабами, — рассказал участник из Республики Мордовия Никита Мосевнин.
В ходе поисковых работ участниками экспедиции были обнаружены подписанные фляжки и котелки с инициалами и фамилиями владельцев. На одной фляжке были нацарапаны данные: Зайнулин Г.Х. В списках безвозвратных потерь 138-го стрелкового полка значатся данные о красноармейце — Заинулин (Зайнуллин) Гумар Хусенович, 1919 года рождения. Родом из села Шуйдат Боготольского района Красноярского края, был помощником наводчика, числится погибшим в боях на острове Шумшу в 1945 году.
На северных скатах высоты 165 поисковиками обнаружены останки бойца Красной Армии и его личные вещи. При бойце найдены котелок и ложка, пристёгнутая карабином к поясному ремню, с нанесёнными на ней инициалами КЕН, «опасная» бритва, малая пехотная лопатка. Исходя из имеющихся архивных данных, инициалы бойца могут соответствовать погибшему Курышеву Ефиму Николаевичу, 1918 г.р., уроженцу города Ишим Омской области, младшему сержанту, наводчику ручного пулемета 138-го стрелкового полка, похороненному на северных скатах высоты 171 (165).
Второй боец был обнаружен опытным поисковиком Эдуардом Катинским. При бойце был запасной ствол к ручному пулемёту, противогаз, котелок, «опасная» бритва. Боец был в стальном шлеме СШ-36. Обнаруженный котелок был подписан — Брюханов Николай Дмитриевич, также есть другие надписи и изображение якоря. В районе пояса бойца был обнаружен кошелек, в котором находились: перочинный нож, истлевшие бумажные деньги, монеты достоинством 15 и 20 копеек, фрагменты членского билета Профессионального союза рабочих железных дорог Востока и Дальнего Востока и другие бумаги.
Однако, изучив архивные документы, участники экспедиции пришли к выводу, что котелок не принадлежит обнаруженному бойцу, так как Брюханов Николай Дмитриевич был демобилизован в июле 1946 года и имеет медаль «За боевые заслуги». Сам Брюханов Николай Дмитриевич, 1921 г.р., родом с Алтая. Обнаруженные документы требуют тщательного и аккуратного изучения специалистами для установления личности погибшего воина.
Участниками восьмой экспедиции на Шумшу в окопе, расположенном рядом с подбитым японским танком Шинхото Чи-Ха, командира 11-го танкового полка — полковника Суэо Икэда, были обнаружены фрагментированные останки двоих безымянных красноармейцев и двоих японских танкистов, один из которых был в звании капитана и имел при себе личный жетон. С помощью специалистов надписи на жетоне перевели. На нем значилось «11 танковый полк, капитан Хани Кацутаке».
Согласно японским документам, данный офицер являлся начальником штаба, командиром группы управления 11-го танкового полка и был в звании майора. Очевидно, получил это звание он незадолго до начала боевых действий на Шумшу и не успел перешить петлицы и перебить данные на жетоне. В воспоминаниях японских солдат есть такой момент: «…Майор Хани, который, как и командир Икэда, во время боя находился на башне своего танка, был сражен насмерть вражеской пулей… Положив на танк погибшего майора Хани, Икэда сказал: «Хани, в нашем бою ты вместе со мной». Солдаты, наблюдавшие эту картину, потом говорили: «Командир Икэда был готов погибнуть, как майор Хани». В следующей атаке погиб и сам командир полка.
Таким образом, появилось еще одно доказательство о местонахождении танка Икэды. Поле боя советских десантников с японскими танками — место героических поступков. Артиллерии не было, имелись только противотанковые ружья, о чем свидетельствуют не только архивные данные, но и сотни гильз от ПТРД-41, найденные на поле боя. Солдаты бросались под танки с гранатами, закидывали их в открытые башенные люки, сражались в рукопашных схватках с танкистами и пехотой. План сбросить десант в море не удался. Поиск в этом месте очень осложняют заросли кедрового и ольхового стланика, но поисковики намерены метр за метром проверять данный участок, чтобы найти всех погибших советских воинов.
Был исследован и берег, место высадки десанта. Впервые в одном из засыпанных окопов было найдено большое количество советских стальных шлемов, ботинки, малая пехотная лопатка. С большой долей вероятности это вещи погибших солдат, которые захоронены поблизости, но где именно, еще предстоит найти.
Всего за почти месяц поисковых работ были обнаружены останки семи советских и четырех японских солдат, погибших во время Курильской десантной операции августа 1945 года.
— Как участник восьмой экспедиции на остров Шумшу могу сказать, что, во-первых, экспедиция прошла успешно. Главная цель была достигнута, мы обнаружили погибших советских бойцов, которые были эксгумированы и доставлены на остров Парамушир для последующего захоронения. Во-вторых, было обнаружено большое количество предметов, которые можно будет использовать в музейных экспозициях региона. В-третьих, по результатам экспедиции нами обнаружены новые места для проведения дальнейших поисковых работ. В настоящее время нами продолжаются работы в рамках уже завершенной поисковой экспедиции, в частности, работа с будущими экспонатами и изучение архивных документов. Обнаруженные нами экспонаты будут интересны не только жителям региона, но и историкам, — поделился участник экспедиции Евгений Руденко.
Кроме этого, активистам удалось провести поисковые работы на месте падения американского самолета, фрагменты которого обнаружил много лет назад поисковик из Северо-Курильска Владимир Исупов. Изучив найденные фрагменты, благодаря помощи зарубежного коллеги Бориса Ильченко ему удалось выяснить, что они принадлежат американскому бомбардировщику В-24 «Либерейтор», один из которых пропал без вести весной 1944 года около Шумшу.
Сражение за Шумшу — единственная операция Советско-японской войны, в которой советские войска понесли больше потерь убитыми и ранеными, чем японская сторона, и до сих пор останки не всех погибших бойцов преданы земле. А штурм острова Шумшу в августе 1945 года стал решающим моментом Курильской десантной операции, в результате которой Советские войска одержали победу над Японией.