n Сахалинские поисковики обнаружили останки погибшего советского воина в окрестностях города Холмска
В конце 2021 на сопках, прилегающих к городу Холмску, активистами «Поискового движения России» было найдено место боя, где находилось большое количество стрелянных гильз, как Красной Армии, так и японской. В прошлом году провести тщательную проверку места не удалось, так как уже выпал снег и работы были перенесены на весну будущего года.
В минувшие выходные, поисковиками, во главе с холмским активистом Иваном Сторожевым, были начаты работы в данном месте. В результате поискового выхода были обнаружены фрагментированные останки японских военнослужащих. Принадлежность к Японии удалось визуально установить по фрагментам одежды и обуви, пуговицам, элементам снаряжения, противогазам и осколкам японской каски, найденным в данном месте. Были найдены останки, предположительно, трех японских солдат. При этом не удалось определить их принадлежность к определенному человеку, так как фрагменты растянулись на обширную территорию склона.
Также, в одном из окопов были обнаружены японские лопатки, под которыми были найдены останки солдата.
Поисковиками было принято решение более тщательно осмотреть данное место и провести эксгумацию солдата, который находился в окопе. Очередной выезд поисковики совершили совместно со специалистами следственного управления СК России по Сахалинской области, отдела криминалистического сопровождения следствия по ДФО ГУК СК России и Холмского межрайонного следственного отдела. В рамках проводимых работ, был сделан раскоп и в ногах бойца обнаружили стальной шлем СШ-36, принадлежащий бойцу Красной Армии. Погибший лежал на спине и был укрыт плащ-палаткой. При эксгумации были обнаружены пуговицы со звездой, что ещё раз подтвердило принадлежность погибшего к Красной Армии. Никаких личных и именных вещей, кроме небольшого самодельного ножика при нём не было.
«Обнаруженная нами территория – место, где проходил ожесточенный бой. Данный вывод можно сделать, исходя из количества обнаруженных гильз. Наши солдаты наступали снизу, по крутому склону, а японцы находились в окопах и ячейках, ведя отражающие атаки. Вся местность усеяна гильзами от винтовки «Арисака». Наши солдаты использовали в том числе миномёты, мы нашли несколько хвостовиков и осколков от 50-мм мин. Также там была организована пулемётная точка, которую наши бойцы взяли штурмом. Но без потерь не обошлось... Пулемёт стал преградой, из-за которой наши бойцы не могли продвинуться к высоте Кумазаса-тогэ (Камышовый перевал)», - поделился активист движения Иван Сторожев.
В архивных документах сказано, что во время Южно-Сахалинской наступательной операции, при штурме г.Маока и Холмского перевала, не похороненными и пропавшими без вести являлись трое военнослужащих. Принимавшие участие в боях на территории нынешнего Холмского района не были захоронены по разным обстоятельствам. Старший сержант Петр Назаров, командир отделения автоматчиков 20 августа 1945 года сгорел в огне на территории города Маока. А двое воинов: командир взвода лейтенант Тагир Гизатулин и красноармеец-автоматчик Маро Мамунов, – во время боёв пропали без вести.
В начале 2000-х годов, останки, предположительно, Маро Мамунова, были найдены в районе Холмского перевала и захоронены в братскую могилу на Холмском перевале.
Найденные в апреле 2022 года останки военнослужащего могут принадлежать командиру стрелкового взвода, лейтенанту Тагиру Гизатулину. Тагир Фазулович Гизатулин - командир стрелкового взвода 4-го отдельного стрелкового батальона 113 отдельной стрелковой бригады, уроженец с.Артель-Барош Башкирской АССР, пропал без вести 22 августа 1945 года.
«Это удача, что во время поисковых работ в Холмском районе был обнаружен погибший советский воин. Мы даже и не предполагали, что такое может произойти, тем более, практически в городе. Ведь, согласно спискам безвозвратных потерь Красной Армии, все воины были захоронены, а пропавшим без вести, на сегодня, был только один. Возможно его мы и нашли», - отметил руководитель Сахалинского регионального отделения «Поискового движения России» Артем Бандура.
В своей книге сахалинский историк Игорь Самарин «Памятники воинской славы Сахалинской области» пишет: «Сейчас трудно представить, что останки бойцов 113-й отдельной стрелковой бригады оставались не погребёнными пять недель после окончания боевых действий. В итоге с южных Курильских островов в город Маока была направлена группа солдат и офицеров для перезахоронения своих товарищей. В состав группы из разных подразделений зачислили тех, кто помнил, где захоронен убитый боец или командир».
Возможно, среди тех бойцов, кто был направлен для перезахоронения своих товарищей, не было тех участников боя, на месте которого работают сейчас поисковики, поэтому, временное захоронение лейтенанта не было обнаружено ранее.
«О данном месте боя мы не знали, так как это достаточно небольшой участок склона. Большая удача, что нам удалось найти нашего бойца, ведь, отправляясь туда, мы предполагали, что будем осуществлять подъем только японских солдат», - поделился активист поискового движения Сергей Радченко.
На сегодняшний день обнаруженные останки переданы Следственному комитету, для проведения всех необходимых экспертиз.
Сахалинское региональное отделение «Поискового движения России» планирует найти родственников погибшего лейтенанта для проведения экспертизы ДНК и подтверждения его личности. Если родственники будут найдены – это будет прекрасной возможностью забрать останки своего родственника на Родину. В случае, если данного события не произойдет, боец с почестями будет захоронен в Холмском районе.