n Сахалинские поисковики открыли сезон
В конце 2018 года, житель г.Долинска Николай Кузнецов показал активистам воронку в болоте, рядом с которой лежали фрагменты авиационного алюминия. Фрагмент оказался частью закрылка, предположительно от самолёта МиГ-15/17. Номеров на нём не обнаружили. Рядом с воронкой лежал багор, которым очевидно в свое время пытались доставать фрагменты. Воды в тот раз было очень много и т.к. это была разведка, решено было отложить работу на зимнее время.
Вернулись почти через 1,5 года. Зимнее время, самое подходящее для работы в болотистой местности. Воды меньше, земля плотнее. На снегоходе с санями, с которым помогли друзья привезли мотопомпу и другое оборудование.
На месте падения раскопали снег, распилили лёд, откачали воду и начали выгребать болотную смесь. Практически сразу появился стойкий запах авиационного керосина. Попадались отдельные мелкие фрагменты не только фюзеляжа, но и различных гидросистем. Щупом пытались найти крупные фрагменты, но все напрасно. Щуп уходил по рукоятку очень легко, практически ничего не касаясь.
«Керосином пропитано всё. И вода, и земля. Ощущение такое, что и снег также пахнет топливом. Мотопомпа выкачала всю воду, а густой торф, без воды не качает. Поэтому в дело идут лопаты и ведра. Работа в воронке, это командная работа – ты внизу, подаешь эту чачу наверх, парни её подхватывают и выкидывают. Когда есть команда – будет и результат» - поделился активист «Поискового движения России» Иван Сторожев.
За весь световой день были перекиданы кубы земли и торфа, но не удалось найти крупных частей самолета. В связи с этим, появилось два мнения. Первое - все фрагменты самолёта были вытащены из воронки несколько десятков лет назад, что удивительно, т.к. это очень трудоёмкий процесс и статистика показывает, что для сдачи на металл собирали в основном верховые фрагменты, которые раскиданы вокруг. Второе – мягкое торфяное болото поглотило самолёт на несколько метров. Ответ на это может дать длинный, сборный щуп, метров на 5-6 или магнетометр, который покажет наличие большого количества металла на глубине. В ближайшее время поисковики намерены вернуться на место падения для продолжения работ.
«Перед поездкой, отрабатывая район по спутниковым снимкам на предмет удобного подхода к этой воронке, мы обнаружили ещё одну, вокруг которой что-то блестело. Сделали предположение, что это может быть также место падения самолёта. Координаты записали в навигатор, чтобы попробовать и это место разведать» - рассказал руководитель Сахалинского регионального отделения «Поискового движения России» Артем Бандура.
Воронка, найденная по спутниковым снимкам, находилась в 800-х метрах севернее места где в этот день работали активисты. На обратном пути решено было её проверить. Сделав небольшой круг для обхода леса, по навигатору точно вышли на поляну. Включив металлоискатель, сразу стало понятно, что под снегом авиационный алюминий. В ход пошла лопата и на свет появились фрагменты самолёта. Все вмёрзшие в землю. Разброс очень большой, минимум 20 на 20 метров. По клёпкам и расшивке очень похоже на самолёт семейства МиГ-15/17. Так как фрагментов много, это место будет исследовано уже после схода снега, тогда же будет исследована и воронка.
В текущем году запланировано более 30 поисковых выездов по области на места падения военных самолётов. Предстоит поиск номерных деталей на местах падения, где уже были поисковики и поиск пропавших без вести самолетов, информация о которых была найдена в архивах. Есть также и неравнодушные люди, готовые показать места, где они встречали фрагменты самолётов. Поисковики намерены также благоустроить несколько захоронений военных лётчиков в Поронайском, Тымовском и Охинском районах. Это стало возможным благодаря победе в конкурсе грантов Правительства Сахалинской области. Работы по увековечению памяти погибших военных лётчиков проводятся в рамках проекта «Вечный полёт» и «Небо Родины».
Пресс-служба РО ООД «Поисковое движение России» в Сахалинской области