n Пропавший Арадо
На территории одной из воинских частей г.Южно-Сахалинска есть памятник погибшим пограничникам. На нем список фамилий военнослужащих, погибших в разные годы при исполнении служебных обязанностей. Первыми значатся две фамилии без инициалов: Золотарев, Прокудин и над ними дата 18.09.1947.
Было известно, что эти два летчика из одного экипажа гидросамолета Арадо-196а, пропавшего без вести в заливе Анива во время охраны границы. Больше никаких сведений не было, но благодаря Центральному пограничному архиву ФСБ России, завесу тайны удалось приоткрыть.
По архивным данным установлено, что 13 сентября 1947 года, в 12 часов 35 минут, экипаж самолета Арадо-196а, хвостовой №3, 7-го Отдельного морского авиаполка Пограничных войск МВД СССР, в составе старшего летчика младшего лейтенанта Золотарёва Василия Яковлевича и штурмана экипажа лейтенанта Прокудина Николая Федоровича вылетел на охрану государственной границы, для разведки залива Анива и пролива Лаперуза, с фотографированием маршрута, должен был выполнить упражнение №16, раздел №1 КБП-47 г., после чего произвести бомбометание и стрельбу на полигоне.
Маршрут полета должен был быть следующий: исходный пункт маршрута Тобути (о.Буссе) далее до Камня Опасности в проливе Лаперуза, затем через мыс Сиретоко (мыс Анива) вдоль западного побережья полуострова вернуться в конечный пункт маршрута Тобути.
На подлете в район мыса Крильон, из пролива Лаперуза стал подходить густой туман и экипажу скорректировали полет. Им надлежало не идти до Камня Опасности, а уходить на другую контрольную точку и лететь в сторону мыса Сиретоко и далее вдоль побережья на гидроаэродром. Последний радиообмен с экипажем состоялся после прохода мыса Сиретоко в 13 часов 33 минуты.
К назначенному сроку экипаж не вернулся. Все попытки раций базы, катеров, пограничных застав и комендатур на протяжении двух часов успехом не увенчались. В 15 часов 40 минут на поиски в район мыса Анива вылетел лично командир 7-го ОМАП, подполковник В. Сердюков. В это время, облачность была 5-10 баллов, видимость более 15 км, несмотря на это, признаков катастрофы, фрагментов самолета обнаружено не было. Поиски продолжались до 21 сентября, но результатов не принесли. Поиск осуществляли с воздуха самолетами: Арадо-196а, МБР-2, По-2 и с воды пограничными катерами. Обследована территория залива Анива, Тонино-Анивского полуострова и Охотского моря.
Возможными причинами гибели экипажа и самолета считаются:
- Отказ мотора. Производя полет на малой высоте, летчик произвел посадку не благополучно, самолет перевернулся, экипаж погиб.
- Штурман проявил беспечность при отказе мотора и сбросил бомбы, последние разрывом исключили нормальную посадку.
- Столкновение с берегом маловероятно, т.к. экипаж сам докладывал о низкой облачности и в последних радиограммах получил указание от командира звена идти над водой.
Золотарёв Василий Яковлевич, родился 29 апреля 1923 года в селе Калинино Октябрьского сельского совета Добровского района Рязанской области, русский, из крестьян. В 1939 году окончил 7 классов. Призван 27 марта 1941 года Железнодорожным РВК города Москвы в аэроклуб Железнодорожного района. С 28 марта 1941 по июль 1943 года - курсант Черниговской военной авиационной школы пилотов ВВС КА. С июля 1943 по 15 июля 1944 года - курсант 10-ой военной авиашколы пилотов первоначального обучения ВВС КА, ст. Сорочинск. Основная специальность - летчик. С 15 июля 1944 по 20 мая 1947 год проходил службу во 2-м Чкаловском военном авиаучилище ВВС КА в должности летчика- инструктора.
Приказом ВВС ВС от 24 июня 1946 года присвоено воинское звание младший лейтенант. Летал на самолетах УТ-2, По-2, Р-5.
С 20 мая 1947 года - летчик 7-го Отдельного морского авиаполка Пограничных войск МВД СССР.
Награжден медалью «За победу над Германией».
Прокудин Николай Федорович, родился 21 декабря 1922 года в селе Летки Старошайговского района Мордовской АССР, русский, из крестьян. В 1940 году окончил 10 классов средней школы. 1 декабря 1940 года добровольно вступил в ряды Красной Армии через Сталинский РВК г.Горький. В феврале 1944 года окончил Харьковскую военную авиационную школу стрелков- бомбардиров. Основная специальность - штурман авиационный. С февраля по август 1944 года штурман экипажа 11-го запасного бомбардировочного авиаполка. С августа 1944 по январь 1945 года штурман экипажа 599-го Учебно-тренировочной авиаэскадрильи МВО. Приказом ВВС КА от 16 января 1944 года № 036 присвоено воинское звание младший лейтенант. С января по август 1945 года стрелок-бомбардир 354-го Отдельного авиационного Неманского орденов Суворова и Кутузова полка связи. С августа по 22 ноября 1945 года адъютант Авиационного звена связи Барановичского военного округа.
С 22 ноября 1945 по 24 июня 1946 года штурман экипажа 7-го Отдельного авиаполка Пограничных войск НКВД, с 24 июня 1946 года – 7-го Отдельного авиаполка Пограничных войск МВД.
12 марта 1947 года приказом МВД СССР № 344 присвоено офицерское звание лейтенант. Летал на самолетах По-2, Р-5, Р-10, ТБ-3, СБ, МБР-2, Бостон А-20.
Участник Великой Отечественной войны с января по май 1945 года в составе 354-го Отдельного авиационного Неманского орденов Суворова и Кутузова полка связи. Награжден «Медалью «За победу над Германией» и медалью «За взятие Кенигсберга».
Приказом командира 7-го Отдельного морского авиационного полка ПВ МВД СССР, 11 ноября 1947 года младший лейтенант Золотарев В.Я и лейтенант Прокудин Н.Ф. исключены из списков личного состава полка, как пропавшие без вести 13 сентября 1947 года.
Самолеты Арадо-196а, с моторами БМВ-132 приняты в количестве 6 единиц в г.Владивостоке из авиаремонтных мастерских 10-ой ОАЭ ПВ МВД 09.07.1947 г., и перегнаны в п.Нагахама (Озерский).
«Арадо-196а, немецкий, одномоторный двухпоплавковый гидросамолёт-разведчик времён Второй мировой войны, выполненный по нормальной аэродинамической схеме с низкорасположенным крылом.
Вооружение: две крыльевые 20-мм пушки МG FF и один неподвижный 7,9-мм пулемет МG-17 с 500 патронами для стрельбы вперед и один 7,9-мм пулемет МG-15 на подвижной установке с 525 патронами;
2х 50 кг бомбы на крыльевых подвесках ЕТС-50»
Фотография самолета Арадо-196а в воздухе над Сахалином найдена в сети интернет и датирована 1949 годом. Но изображенный самолет имеет хвостовой №3. Тот самый номер, который был у пропавшего без вести самолета. Возможно, это единственная фотография пропавшего самолета, и в момент фотографирования в нем сидит погибший экипаж.
Фотография трофейного самолета и самолета на воде взята из Книги «Авиация органов безопасности: 90 лет на страже Отечества», автор-составитель Новиков В.С., г.Москва, издательство «Граница» 2013 г.