n Сахалинские поисковики установили памятные таблички на местах гибели и захоронения военных летчиков
В минувшие выходные активисты «Поискового движения России» совершили выезд в Макаровский район, где установили памятную табличку на месте гибели бомбардировщика Ту-2 и привели в порядок захоронение летчиков экипажа самолета Ли-2.
Эти две трагедии произошли в далеком 1946 году с разницей в один месяц.
Работы в районе речки Марковка поисковики начали осенью 2016 года. Тогда и были обнаружены первые фрагменты, позволяющие установить модель самолета. Полтора года потребовалось, чтобы узнать обстоятельства катастрофы. По счастливой случайности, благодаря Льву Клавдорскому (брату погибшего летчика), удалось узнать фамилию и имя командира корабля-Георгия Клавдорского, а затем уже установить данные всего экипажа.
По архивным документам установлено, что: «4 июня 1946 года в 9:31 экипаж 3-й авиационной эскадрильи 132-го бомбардировочного авиационного полка произвел взлет с аэродрома Камисикука (п.Леонидово) на самолете Ту-2, заводской номер 5-29, установил связь с наземной радиостанцией и стал выполнять задание. Произвел бомбометание на полигоне и в 10:12 лег на курс по заданному маршруту.
В 10:10 разведчик погоды, командир авиационной эскадрильи гвардии капитан Терещенко, шедший по тому же маршруту, передал из района Мототомари (п. Восточный): «По маршруту самолеты не выпускать».
Руководитель полетов- заместитель командира авиаполка майор Трохин в 10:20 по радио передал младшему лейтенанту Клавдорскому: «По маршруту не ходить, возвращайтесь».
В 10:23 был получен ответ от экипажа: «Понял, по маршруту не ходить» и продолжил полет.
Пришел в район Мототомари и, встретив впереди дымы от лесных пожаров, стал терять высоту, в район Сиритори (г. Макаров) пришел на высоте 200-300 метров.
Далее, увидев впереди дымы, произвел правый вираж. Во время виража, очевидно, решил идти по заданному маршруту, лег на прежний курс и с этим курсом вошел в район дымов при плохой видимости. Севернее пункта О-Утори самолет перешел в крутое снижение с левым разворотом и в таком положении упал на землю в 2 км. севернее п. О-Утори, где после удара произошел сильный взрыв бензобаков. По сообщениям очевидцев, моторы работали нормально, поведение самолета в воздухе также было нормальным. Самолет упал между железной и шоссейной дорогами, в 20 метрах западнее шоссейной дороги. Экипаж погиб».
Состав экипажа был следующий:
Командир корабля — младший лейтенант Клавдорский Георгий Васильевич.
Родился в г. Муром Владимирской области в 1923 году. Окончил Энгельсское военное авиационное училище летчиков им. М.М. Расковой в 1944 году и сразу же поступил на службу в 132-й БАП.
Штурман — лейтенант Усольцев Алексей Борисович. Родился в с. Ахалик Тункинского района Бурят-Монгольской АССР в 1922 году. Окончил Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков, а 1944 году и был направлен в 132-й БАП на должность штурмана.
Стрелок-радист — младший сержант Харлаенко Фёдор Зотович. Родился в с. Харьковцы Переяславского района Киевской области в 1923 году.
Воздушный стрелок — младший сержант Кукарцев Лев Александрович. Родился в г. Новосибирск в 1925 году.
Буквально за один день до выезда, активистам удалось найти двоюродного брата стрелка-радиста Харлаенко Фёдора- Анатолия Фёдоровича, который проживает в Украине. Возможно, найдется фотография младшего сержанта. А на сайте школы №12 г. Новокузнецка было найдено школьное фото воздушного стрелка Льва Кукарцева.
Выехав рано утром, через несколько часов поисковики прибыли на место катастрофы. Его сейчас не узнать, трава выше пояса, все заросшее. Тем не менее, поисковикам это место уже хорошо знакомо и они заранее знали, где будет стоять табличка в память об экипаже. Небольшая возвышенность рядом с тем местом, где произошел удар самолета о землю, хорошо видна с грунтовой дороги, на ней и была установлена табличка, в основание которой были сложены фрагменты самолета и пересажена рядом растущая лилия-саранка. Церемония завершилась холостыми выстрелами в воздух в честь погибших летчиков и минутой молчания.
«Это еще не финальная точка в этой истории. Мы все же не оставляем надежды найти место захоронения экипажа. Осенью, как сойдет трава, будем исследовать район старой дороги, рядом с которой упал самолет, т.к. появились сведения, что памятник стоял именно здесь, а не рядом с морем» - рассказал руководитель Регионального отделения «Поискового движения России» Артем Бандура.
Сильно расстроило поисковиков то обстоятельство, что организация, которая расширяла дорогу к железнодорожному мосту, видимо для его реконструкции, уничтожила хорошо различимый съезд к месту гибели самолета. Разрыли глубокие канавы, насыпали высокие горы грунта на всем протяжении старой, еще японской дороги от новой асфальтированной трассы до места трагедии.
После установки таблички, активисты отправились на кладбище п. Новое, чтобы облагородить место захоронения экипажа самолета Ли-2, погибшего 4 июля 1946 года.
По архивным данным установлено следующее: «4 июля 1946 года, в 16 часов 5 минут с аэродрома г. Хабаровска на аэродром Отани (п. Сокол) вылетел военно-транспортный самолёт Ли-2 с грузом авиационных запчастей на борту. Во время полёта резко ухудшились метеоусловия и около 19 часов 18 минут самолет столкнулся с горой Ниитой (г. Монетная). Самолёт Ли-2, заводской номер 19304, 340-го транспортного авиационного полка 10-й воздушной армии полностью сгорел». Экипаж погиб.
Состав экипажа:
Командир корабля - гвардии лейтенант Харин Дмитрий Евдокимович, 1923 г. р.
Лётчик - лейтенант Бочаров Евгений Викторович, 1922 г. р.
Штурман – гвардии младший лейтенант Тюльнев Евгений Петрович, 1923 г. р.
Бортовой техник - младший техник-лейтенант Шпыхов Николай Егорович, 1915 г. р.
Самолет и останки экипажа нашли только в 1968 году.
Ранее, поисковики нашли родных командира корабля Дмитрия Харина, которые проживают в с. Шелаево Иркутской области, там же он и учился в школе. А недавно, учитель Шелаевской школы Любовь Михайловна Борисенко вместе с Татьяной Покатович и с учениками поехали в бывшую деревню Лапино Красноярского края, где родился Дмитрий, и прислали на Сахалин по почте землю и корни черемухи и смородины с места, где стоял его дом. Помогла всех найти Екатерина Лашкевич, ее тётя была когда-то невестой Николая Харина, родного брата Дмитрия.
За захоронением летчиков ухаживают школьники с. Новое, а также учитель Лут Наталья Борисовна. Вместе с ней, в этот раз активисты покрасили памятник, убрали траву, посадили рядом с захоронением корни черемухи и смородины, а также высыпали землю с Родины командира корабля на могильный холмик экипажа. Заранее была изготовлена табличка с информацией о том, что произошло, а также с фотографиями командира корабля и штурмана. Ее закрепили ниже таблички, которая была изготовлена и установлена вместе с памятником почти 50 лет назад.
«Радует то, что за захоронением летчиков ухаживают жители и школьники села Новое. Здесь всегда есть цветы и венки. Ранее, местные жители постоянно совершали походы к месту авиакатастрофы на сопку Монетную. В ближайшее время туда отправимся и мы, чтобы установить памятную табличку» - говорит поисковик Алексей Охрименко.
Напоследок, Наталье Борисовне поисковики передали значки и браслеты с символикой Всероссийского проекта «Дорога к Обелиску», чтобы она вручила их школьникам, ухаживающим за этим воинским захоронением, ведь главная цель проекта - привлечение молодежи к уходу за воинскими мемориалами, изучению их истории, увековечиванию на них имен погибших защитников Отчества.
Если в каждом районе области, школьники возьмут шефство над подобными захоронениями, у нас не останется неухоженных обелисков и память о военнослужащих погибших при защите Отечества, будет передаваться из поколения в поколение!
Работы по увековечению памяти погибших военных летчиков проводятся в рамках проектов «Небо Родины» и "Вечный полёт", на средства гранта Правительства Сахалинской области.
Пресс-служба РО ООД «Поисковое движение России» в Сахалинской области