v Y
Электронные версии наших книг

n И-15бис. Продолжение.

Весной 2019 года, активисты «Поискового движения России» побывали в Смирныховском районе на месте обнаружения деталей самолета И-15бис. Фрагменты самолета были в неплохом состоянии, а разброс их невелик. Также не было обнаружено пряжек парашютной системы. Тогда поисковики сделали предположение, что это не катастрофа, а авария или вынужденная посадка. Видимо летчик пытался посадить самолет на землю, но скапотировал о неровную тундру, несколько раз перевернулся. Возможно, посадка производилась зимой. Тогда же, нашли и заводской номер самолета 3492, сразу был сделан запрос в архив.

Т.к. почти все фрагменты самолета были на месте, было принято решение их вывозить, для возможной последующей реставрации, что и было сделано через несколько недель.

Спустя несколько месяцев пришел ответ из архива, проливающий свет на эту историю.

Как и предполагалось, самолёт аварийный.
Вот что говорится в архивных документах:
«20.01.1942 г., в 14-35 произошла авария самолёта И-15бис, 3-й авиаэскадрильи 610-го истребительного авиационного полка 5-й смешанной авиабригады. Место аварии: западнее Абрамовки 7-8 км, южнее аэродрома Онор -9-10 км.

Производился полет по маршруту. В районе Слава, летчик младший лейтенант Буров Александр Григорьевич оторвался от звена. На высоте 5500 метров потерял ориентировку, ушел с курса 180° в 13-40 перелетел границу. В 14-21 вернулся обратно, на высоте 600 м израсходовал горючее, произвел вынужденную посадку в лесу в районе Онор. Самолёт разбит, лётчик вышел на дорогу, на удалении 2-3 км от места посадки»

«Самолёт И-15бис, № 3492 с мотором М25 №1911793. Самолет выпущен в 26.12.1937 г., заводом №1, мотор 23.02.1939 г., заводом №19».

«Самолет разбит полностью, ремонту не подлежит, списан на запчасти. Мотор требует переборки в авиамастерских, после чего может быть допущен к эксплуатации».

5-я смешанная авиационная бригада в июле 1942 года была переформирована в 255-ю смешанную авиационную дивизию.

Младший летчик младший лейтенант Буров (в других документах Бурава) Александр Григорьевич родился 24.03.1918 г. в г.Запорожье. В Красной Армии с 1937 года. В 1939 году окончил Качинскую военную авиационную школу. Проживал в с. Кировское на Сахалине.

Но ровно через 4 месяца, судьба была не так благосклонна к летчику.

20 мая 1942 года, в 13-15 во 2-й эскадрильи 583-го истребительного авиационного полка 96-й смешанной авиационной дивизии произошла катастрофа самолета И-15бис №4888.

Место катастрофы: 1 км юго-западнее с.Жариково Амурской области. Пилот лейтенант Буров Александр Григорьевич получил тяжелое ранение и умер через 7 часов в госпитале.

Летчик, выполняя задание – атака наземных войск противника на переправе через р.Гильчин, юго-западнее 1 км с.Жариково, с высоты 200 метров ввёл самолёт в пикирование с углом 35°. Вследствие малой высоты самолет с пикирования не вывел, врезался в землю.

583-й ИАП 96-й САД 2-й отдельной армии Дальневосточного фронта, в 1942 г. дислоцировался в п.Архара Амурской области.

К сожалению, В ЦАМО РФ личного дела лейтенанта Бурова А.Г., а также фотографии в учетно-послужной карте не имеется.

Работы по увековечению памяти погибших военных летчиков проводятся в рамках проекта «Вечный полёт» на средства Фонда Президентских грантов.

Пресс-служба РО ООД «Поисковое движение России» в Сахалинской области