v i Y

n Гибель на учениях

Эта история началась несколько лет назад, когда во время поиска информации о погибшем экипаже самолета Ил-2КР, в ОБД-Мемориал поисковикам попался один документ. Это было извещение о смерти, подписанное командиром и начальником штаба 973 ШАП (штурмового авиаполка), в котором упоминался Кудряшов Петр Семенович, погибший 18.08.1950 года и похороненный в п.Гастелло. Но кем служил Петр Семенович и при каких обстоятельствах погиб, не было неизвестно. Несколько запросов в ЦАМО РФ оставались без ответа, точнее приходили отписки, в которых были стандартные фразы, что архив такие справки не дает, приезжайте и работайте сами с документами. Причем все послевоенные катастрофы еще не рассекречены, а значит к ним нужен специальный допуск, который еще нужно суметь получить, поэтому шансы узнать судьбу военнослужащего были минимальны.

В феврале этого года пришло письмо, от человека, о котором поисковики говорят только добрые слова. Это начальник 1 отдела ЦАМО РФ Тихонов Андрей Владимирович, только он на все запросы попадающие к нему от поисковиков, давал полные ответы. В этот раз в архивной справке было много информации о погибших летчиках на территории Сахалинской области, в том числе и стало известно, что произошло с Петром Кудряшовым.

В приказе 973 ШАП от 19.08.1950 года говорится: «18 августа 1950 года в 15 часов 50 минут при исполнении служебных обязанностей погиб начальник воздушно-стрелковой службы полка майор Тимофеев Николай Георгиевич с воздушным стрелком сержантом Доровским Петром Федоровичем и командир звена 3 авиаэскадрильи старший лейтенант Кудряшов Петр Семенович с воздушным стрелком сержантом Дергаевым Федором Ивановичем. Похороны произвести 20 августа 1950 года на кладбище п.Гастелло».

В книге чрезвычайных происшествий значится: «На полигоне выполнялись стрельбы по конусу, буксируемому командиром звена ст. лейтенантом Кудряшов Петром Семеновичем. Майор Тимофеев, в момент разворота буксировщика на 180 градусов, на повышенной скорости, с внешней стороны, с превышением на 15 метров обогнал самолет-буксировщик и, выйдя на прямую, был предупрежден ст.лейтенантом Кудряшовым. Пытаясь погасить скорость и занять исходное положение для стрельбы с левой стороны, майор Тимофеев создал угол кабрирования с последующим резким вводом в левый разворот, имея при этом интервал 20 метров. В момент разворота с внутренним скольжением плоскостью ударил по кабине самолет буксировщик. Экипажи самолетов погибли.

Начальник ВСС (воздушно-стрелковой службы) майор Тимофеев Николай Георгиевич родился в 1913 году в г. Сталинграде. В 1939 году окончил Сталинградское военно-авиационное училище лётчиков, в 1943 окончил курсы Липецкой высшей лётно-тактической школы ВВС. Участник Великой Отечественной войны. Награжден Орденом Красного Знамени, Орденом Красной Звезды и Орденом Отечественной войны 1 степени. Жена Вера Федоровна и дочери Алла и Нина проживали в п.Гастелло. По иронии судьбы, фамилия Веры Федоровны – Кудряшова.

Командир звена 3 авиаэскадрильи, старший лейтенант Кудряшов Петр Семенович, родился в 1921 году в д.Азбаба Татарской АССР. В 1941 году окончил Сталинградское военно-авиационное училище лётчиков. Жена Валентина Васильевна проживала в Казани.

Воздушный стрелок сержант Доровский Петр Федорович, родился в 1927 году в д.Горкино, Татарской АССР. В 1945 году окончил 53-ю школу младших авиаспециалистов. Награжден медалью «За Победу над Японией».

Воздушный стрелок сержант Дергаев Федор Иванович родился в 1926 году в с.Юзовка Мордовской АССР. В 1944 году окончил 58-ю школу воздушных стрелков-радистов. Награжден медалью «За Победу над Японией».

«Получив эту архивную справку, нам предстояло найти место падения двух штурмовиков Ил-10. Мы предполагали, что полигон для стрельб мог находиться в районе п.Гастелло, также ранее там были найдены в разных местах фрагменты самолетов этой модели. Помог случай. В первомайский выезд мы общались со старожилом села Новое Макаровского района, Ковалец Николаем Ивановичем. В тот раз он помог нам найти место падения самолета МиГ-15бис. Тогда в разговоре, Николай Иванович сказал, что МиГ-15, не единственный упавший самолет в округе, были еще фрагменты самолетов, которые столкнулись в воздухе. И столкнулись они еще до приезда Николая Ивановича в с.Новое. А он приехал в 1952 году» - рассказывает руководитель Сахалинского регионального отделения «Поисковое движение России» Артем Бандура.

С первой попытки найти места падения самолетов не получилось. Был обследован довольно большой периметр, указанный жителем села Новое. Тогда было решено выехать на место вместе с Николаем Ивановичем, чтобы он указал место, где видел фрагменты. Это всегда удача, когда очевидцы могут точно указать необходимое место. Ранее, дорога на север от с.Новое проходила несколько правее ныне существующей. В –х годах фрагменты одного самолета лежали прям рядом с дорогой, второй же упал ближе к Охотскому морю.

«Мы решили зайти со стороны моря, там можно безопасно оставить автомобили и стали двигаться в сторону автотрассы, прочесывая местность металлоискателями. Первые метров 300 были сплошным болотом. И не было ни единого сигнала. Затем, когда до автодороги оставалось метров 150 стали попадаться различные фрагменты алюминия, разорванные боеприпасы, кусочки брони. Спустя некоторое время мы вышли на место где лежали силовые элементы крыльев самолета, а также листы бронекорпуса» - рассказывает активист «Поискового движения России» Сергей Илюшенко.

«Разброс фрагментов самолета метров 50 на 30, крупных частей очень мало. На тех что остались на месте, следы резки. В свое время, все что было возможно сдали на металл местные жители. Фрагментов с заводским номером, позволяющих установить чей именно самолет упал в этом месте пока не найдено. На месте мы также обнаружили каркас парашютной сумки» - говорит активист регионального отделения Михаил Хашба.

Фрагменты второго самолета пока не обнаружены, лишь в районе моря найден кусок авиационного алюминия. Поисковики намерены еще раз провести разведку в этом районе. Также, в ближайшее время на месте обнаружения фрагментов первого самолета активисты установят памятную табличку с информацией о погибших экипажах.

Место захоронения летчиков на кладбище п.Гастелло пока не найдено, много памятников на могилах без табличек, это затрудняет поиск.

Работы по увековечению памяти погибших военных летчиков проводятся в рамках проектов «Небо Родины» и "Вечный полёт" на средства гранта правительства Сахалинской области.

 

Пресс-служба РО ООД «Поисковое движение России» в Сахалинской области


Кудряшов Петр Семенович

Тимофеев Николай Георгиевич