v Y
Электронные версии наших книг

n Ушедшие в вечный полёт. «Летчики-истребители»

21 мая 1954 года, в 14 час. 49 мин., в небе над Южно-Сахалинском произошло столкновение двух самолетов МиГ-17, 59 истребительного авиационного полка 105 авиационного корпуса ТОФ, пилотируемых командиром звена 1 авиаэскадрильи, старшим лейтенантом Зиновьевым Александром Павловичем и заместителем командира 3 авиаэскадрильи по летной подготовке капитаном Сухановым Вениамином Ивановичем.

Место падения самолета старшего лейтенанта Зиновьева обнаружено 22 мая в семи-восьми километрах восточнее Южно-Сахалинска, на склоне горы Красная.

На месте падения самолета старшего лейтенанта Александра Зиновьева, на западном склоне г. Красная неглубокая воронка, а рядом лежат фрагменты: элементы крыльев, шасси, часть двигателя ВК-1А с номером Ф362048С и куски обшивки с заводским номером самолета 4626. Самолет пилотируемый капитаном Сухановым обнаружен 29 мая в районе г. Майорской, так сказано в архивной справке. Но, до настоящего момента, место падения самолета с номером 5045, поисковиками не найдено. Осложняют поиски непроходимые заросли кедрового стланика. Существуют слухи, что якобы обломки самолета после обнаружения были перевезены на территорию части ПВО, которая дислоцировалась в районе старой дороги через Чеховский перевал на п. Лесное, на месте которой, затем был пионерский лагерь Зарница.

Погибшие летчики похоронены на кладбище г. Корсакова.

В тот день, летчики выполняли учебно-тренировочные полеты в сложных метеоусловиях. Вспоминает летчик этого же полка Байбурин Назип Гамильзянович: «Ранняя весна 1954 года. Идут полеты в СМУ. Близится время и моего вылета, пора занять место в кабине и доложить на СКП (служба контроля полетов) о готовности. Но что это? Где же парашют? Механик растерянно разводит руками, мол, не привезли почему-то… Сгорая от стыда, докладываю на командный пункт о случившемся, а механика отправляю за парашютом. Чтобы не нарушать графика полетов, на СКП решают выпустить вместо меня очередного летчика, старшего лейтенанта Зиновьева. Вскоре доставили парашют, и я вновь сел в кабину своего истребителя. Включил рацию и доложил о своей готовности, но вместо ответа услышал голос руководителя полетов. Он вызывал на связь ранее вылетевших летчиков – капитана Суханова и старшего лейтенанта Зиновьева, от которых почему то не было очередных докладов. К тому же, капитан Суханов уже должен был совершить посадку…

Тяжело переживали эту трагедию в полку, но, пожалуй, больше всех я: ведь Зиновьев полетел вместо меня! Будь мой парашют в самолете – полетел бы я... Так погибли два пилота. Позже внесли соответствующие коррективы в расчеты, чтобы не допустить одновременного нахождения двух самолетов над ДПРС, правда с непростительным запозданием и заплатив за это дорогой ценой». В то время, полком командовал Герой Советского Союза, выпускник Ейского училища, полковник Наржимский Владимир Александрович.

Зиновьев Александр Павлович

Родился 19.07.1926 г., в семье рабочего. Учился в школе №10 г. Уфа, где в 1941 году окончил 7 классов, после чего поступил в Железнодорожное училище, которое закончил в 1942 году. Тогда и зародилась у 16-летнего мальчишки мысль пойти служить в Вооруженные силы. В 1943 году, работая на заводе, вступил в ВЛКСМ. Но для ухода в армию не было никаких возможностей, завод не отпускал, а военкомат не брал без разрешения завода, как бы ни настаивал на этом Александр.

После того как исполнилось 18 лет, в сентябре 1944 г., применив мальчишескую смекалку, свойственную юношескому поколению военных лет, все-таки оставил завод и уехал в г. Куйбышев, где поступил в 1-е ПВМАУ (Подготовительное Военно-Морское Авиационное училище) и был зачислен курсантом.  В 1947 году заканчивает училище. В октябре 1947 года поступает в ВМАУ им.Сталина (военно-морское авиационное училище). С января 1951 года по январь 1954 года летчик, затем штурман 3 авиаэскадрильи 59 истребительного авиаполка ВВС 7 ВМФ. С января 1954 года командир звена 1 авиаэскадрильи 59 ИАП 15 ИАД ВВС ТОФ. Награжден медалями «За Победу над Германией» и «30 лет Советской Армии и Флота»

Рассказывает дочь Александра Зиновьева, Татьяна Александровна Федотова: «Мой отец родился в 1926 году в селе Ярлыково Башкирской АССР в семье рабочего. О чем мог мечтать подросток в 15 мальчишеских лет? О небе? О счастье? Сейчас можно только догадываться. Все мечты перечеркнула и не оставила выбора война, обрушившаяся безмерной бедой на нашу Родину. Как и большинства детей военного времени, освоил профессию и встал к станку, трудился на оборону до совершеннолетия. Очевидно душа рвалась в бой, к великим свершениям, но «завод не отпускал». Как только почувствовал себя взрослым - сбежал на фронт. Безрассудство это или взвешенный поступок, судить трудно. Как все было на самом деле, мне неизвестно, но до фронта не добрался, оказался вскоре в Куйбышеве и был зачислен курсантом в 1-е Подготовительное военно-морское авиационное училище. Учитывая то непростое время, в которое довелось жить нашим родителям, невольно задаешь себе вопрос: А что могло быть за такую вольность? Мне неведомо о подробностях всего происходившего, но знаю со слов мамы, что в минуту ответственности, отец четко изложил свою цель: «Каким бы ни было суровым наказание, я все равно буду летать!» Возможно, как сейчас говорят, «человеческий фактор» уберег его от суровой кары, и не дал разразиться скандалу и выйти за черту необратимости. Назначение на службу отец получил на Сахалин.

Мама моя, Екатерина Николаевна, родилась в Приморском крае, в семье, где было рождено детей 15 человек, правда до взрослого возраста, преодолев болезни и голод, дожили только девять, из которых двое, как и отец семейства, ушли на фронт. К 1947 году было невыносимо тяжело выживать, хотя к тому времени мой дед, Николай Мокеевич, израненный, уже вернулся домой, а двое его сыновей продолжали служить в армии. Вот таким составом семья: родители и семеро детей, из них мама старшая, в сорок седьмом году переехала из Приморья на Сахалин в поисках работы и лучшей жизни.

Здесь, в Корсакове, и познакомились мои родители.

 Из рассказа моей мамы: «Сначала жили, снимая комнату, затем переселились в авиагородок в коммуналку. Дома строились быстро, вскоре получили квартиру. С соседями ладили дружно, радовались послевоенной жизни, вместе отмечали праздники. Саша мечтал, чтобы в семье было много детей, купил мотоцикл с коляской и катал соседскую детвору. Когда родилась Таня, был счастлив. Узнав о рождении дочери, вечером, после полетов, Саша пришел в госпиталь не один, а с друзьями из эскадрильи, и все дружно кричали под окном: «Теща, покажи невесту!»

 В начале 50-х годов дедушка с бабушкой и младшими детьми вернулись в Приморье и жили в г. Иман. Из рассказа моей тети, Нины Николаевны: «В тот майский теплый день 1954 года семья сажала кукурузу. Когда принесли телеграмму, трудно было поверить в случившееся. Плакали все в голос». Очень тяжело переживал утрату дед, он так и не смирился с такой потерей и до конца дней своих не мог найти ответ. Почему?  

К сожалению, мне не выпало счастье рассказать об отце от своего имени, но, собирая по крупицам воспоминания тех немногих людей, которые его знали, я невольно в своем воображении создаю образ и очень часто ощущаю его рядом. В детстве, видя, как моих подружек сопровождают в школу папы в черных шинелях, (Корсаков еще долго оставался городом военных), я невольно сжимала ладошку и запрокидывала голову вверх, воображая то, о чем никто не догадывался... И сейчас, заботясь о достойной жизни своих сыновей и внуков, я искренне желаю, чтобы они знали и всегда помнили о тех, чьи имена имеют честь носить».

 Суханов Вениамин Иванович

Родился 23.09.1920 года в деревне Суханово, Каргопольского района, Челябинской (ныне Курганской) области. С 1938 года, курсант Военно-морского авиационного технического училища им. Молотова.

Участник Великой Отечественной Войны. Награжден медалями «За оборону Севастополя» (Приказ от 30.08.1943 г.), «За оборону Кавказа» (Приказ от 01.05.1944 г.), Орденом Красной Звезды (Приказ от 06.06.1945 г.)

С июня 1941 будучи авиационным механиком служил на Черноморском флоте, также летал на боевые вылеты в должности техника в 8 АП 62 АБ ВВС ЧФ. В июне 1944 года переучился на летчика штурмовика, летал на самолетах: И-5, И-15, УТИ-4.

До трагической гибели капитан Суханов Вениамин Иванович был заместителем командира 3-й авиаэскадрильи по летной подготовке 59-го истребительного авиаполка 15-й истребительной авиадивизии ВВС Тихоокеанского флота с дислокацией в г. Корсаков.

26 августа 2017 года на месте гибели старшего лейтенанта Зиновьева, активисты сахалинского отделения "Поискового движения России" установили памятную табличку. В памятной церемонии приняли участие родные Александра Павловича, которые преодолели крутой и высокий подъем на гору Красная. Дочь Татьяна Александровна, внук Александр и правнук Николай возложили цветы к установленной табличке и зажгли лампадку, освящённую в церкви г.Корсакова.

Рядом проходит тропа, а также проложены горнолыжные склоны, а это значит, что люди, увидевшие обломки самолета и памятную табличку, возможно, почтут минутой молчания погибших защитников сахалинского­­ неба!

Татьяна Александровна: «Более чем полвека эта трагическая история жила в моем сознании, в моей душе, и, скорее всего, ушла бы в небытие вместе со мной. Но судьба распорядилась иначе. Тот кропотливый труд, который ведут ребята поискового отряда, восстанавливая события и имена, дает удивительное ощущение возвращения из небытия в строй, тех, ушедших в вечный полет. Они здесь, они в нашей памяти».

Посвящается летчикам, не вернувшимся с заданий.

И снова, как прежде, пройдет перекличка. И каждый: - К полетам готов! Как и прежде в строю, Мальчишки тридцатых, Ушедшие к звездам с улыбкой привычной, Отдавшие Родине всю, без остатка Чудесную юность свою.