v i Y

n Ушедшие в вечный полет. «Гибель на взлете»

Во время экспедиции «Шумшу-2017» активистами Сахалинского регионального отделения «Поискового движения России» было найдено место падения бомбардировщика В-34 (PV-1, Ventura), который входил в состав 903-го дальнебомбардировочного авиационного полка.

Самолеты PV-1 в количестве 4-х штук были интернированы у американцев в сороковых годах, после того как те, во время налетов на Курильские острова, за-за нехватки топлива или по причине повреждений, садились на аэродромы Камчатки. После окончания боевых действий Красная Армия использовала их как транспортные самолеты, для перевозки грузов между Курильскими островами и Камчатским полуостровом.

О том, что на острове Шумшу, в районе поселка Байково находилось место авиакатастрофы, поисковикам стало известно из архивных документов 10 Воздушной Армии, в которых указывалось следующее:

«11.10.1945 г., два самолета B-34 были в Елизово, на Камчатке, туда и прибыли экипажи. Один, под управлением майора Иванова вылетел с семьями военнослужащих на мыс Васильева (Парамушир), второй, чуть позже, под управлением командира 2 эскадрильи капитана А.Копылец, был загружен боеприпасами и вылетел на Катаока (Шумшу).  После прибытия на Катаока, туда же вернулся майор Иванов с Парамушира. Самолет Копылец был загружен вещевым имуществом (400 армейских одеял), также были взяты на борт 4 пассажира, для того чтобы вылететь на Камчатку в Ново-Коряки. По свидетельству майора Иванова, который оставался на аэродроме, у самолета долго не могли запустить один из двигателей, затем все же запустили. Капитан Копылец взлет произвел нормально, выдержав самолет до необходимой скорости перевел в угол набора, на высоте 10-15 метров еще увеличил угол набора, убрал шасси, самолет резко перешел в набор высоты и на высоте 40-50 метров, потеряв скорость, перевернулся через левое крыло, в перевернутом положении пролетел несколько секунд и врезался с углом в землю, взорвался и сгорел».

По выводам комиссии, изучившей данную авиакатастрофу, самолет В-34 (PV-1, Ventura), с заводским номером 48923, не смог выйти из кабрирования (прим. Кабрирование-движение самолета в вертикальной плоскости с вращением корпуса относительно поперечной (горизонтальной) оси в сторону увеличения атаки угла (нос самолета поднимается вверх выше местного горизонта) из-за плохой эффективности рулей. В результате авиакатастрофы на о.Шумшу по архивным документам погибли 6 членов экипажа воздушного судна и 4 пассажира. Капитан Арсений Копылец 1915 года рождения, налетал на «Вентуре» всего 10,5 часов.

В июле 2017 года, прибыв в заброшенный ныне поселок Байково, для поиска останков самолета в воздух был поднят квадрокоптер. Совсем немного понадобилось времени, чтобы увидеть среди зеленой травы остатки фюзеляжа. В месте удара самолета о землю была неглубокая воронка, в которой лежал двигатель с лопастями. На месте поисковики обнаружили парашютные пряжки, оплавленные детали обшивки. Одна из таких деталей была с изображениями бомб, нарисованных в ряд желтой краской, означающих количество боевых вылетов, всего их у этой машины было 14. Для того чтобы точно узнать является ли найденный самолет воздушным судном, потерпевшим катастрофу согласно полученной архивной справки, поисковикам необходимо было найти детали, на которые нанесен номер двигателя или самолета. После нескольких часов безуспешных поисков, казалось, что такие детали так и не будут найдены, фрагментов осталось мало. Для установки памятной таблички с данными членов экипажа и пассажиров и информацией о катастрофе двигатель откопали и установили на лопасти, площадку перед ним расчистили. В это время и была найдена заветная табличка с одного из двигателей, номер которого совпал с указанным в документах. Благодаря этой находке было достоверно установлено, что именно разбившийся в октябре 1945 Lockheed PV-1 Ventura нашел в этом месте свое последнее пристанище. При обследовании территории вокруг, останков членов экипажа и пассажиров найдено не было, скорее всего, они были захоронены на кладбище в поселке Байково.

Весь экипаж разбившегося самолета принимал участие в войне с Японией. Все шестеро были награждены орденами и медалями за участие в войне с Японией. К сожалению, в полученной поисковиками архивной информации нет фотографий тех, кто навечно ушел в полет:

Командир корабля - капитан Копылец Арсений Яковлевич, 1915 г.р., награжден орденом «Красная звезда».
Второй пилот - младший лейтенант Белоусов Владимир Макарович, 1921 г.р., награжден медалью «За боевые заслуги».
Штурман - старший лейтенант Селиванов Василий Григорьевич, 1918 г.р., награжден орденом «Красная звезда».
Бортовой техник - техник-лейтенант Рикичинский Степан Сергеевич, 1918 г.р., награжден медалью «За боевые заслуги».
Стрелок-радист - старший сержант Сиринов Александр Федорович, 1918 г.р., награжден орденом «Славы III степени». В Книге Памяти Пермского края значится как пропавший без вести.
Механик по радио - старшина технической службы Химочка Пётр Павлович, 1918 г.р., награжден медалью «За боевые заслуги».

Пассажиры:
Военфельдшер - старший лейтенант Пономарёв.
Рядовые Кудрявцев, Осипов.
Гражданка Трофимова (жена одного из офицеров)

История с разбившимся «американцем» получила недавно новый оборот. Активист регионального отделения Владимир Исупов, давно ведет переписку с россиянином, долгое время живущим в США. Борис Ильченко изучает военную историю и в частности интересуется налетами американских самолетов на Курильские острова во время Второй Мировой войны. Благодаря ему удалось выяснить следующее.

Самолет, погибший осенью 1945 года на Шумшу, имеет на самом деле не тот заводской номер, что указан в архивных документах, а похожий, который вероятно перепутали при заполнении актов. В акте расследования указан номер 48923. Правильный номер американской машины, интернированной в июле 1944 года – 48928. И вот «американская история» этой машины, которую удалось найти Борису Ильченко в архивах США, и которой он поделился.

«22.07.1944 года, после бомбежки острова Шумшу, самолет младшего лейтенанта Джексона Кларка (Lt. (jg) Jackson W. Clark) был атакован четверкой японских истребителей, которые «поливали» "Вентуру" огнем на протяжении 100 последующих миль. Из правого двигателя вытекало масло, оставшегося горючего явно не было достаточно на обратный полет. "Вентура" Кларка приземлилась в Петропавловске без происшествий.
Состав экипажа этого самолета был такой: Jackson W. Clark, John F. Mathers, Berwyn J. Miller, Hoyle A. Simes, John Brennan, Herbert C. Row.
Единственная ошибка, которая перекочевала на табличку с архивной записи, это номер самолета. Самолет, который лейтенант Джексон Кларк посадил в Елизово, был с заводским номером 48928, бортовой номер 7. А самолет с заводским номером 48923, бортовой номер 6, пилотируемый все тем же Кларком, утонул возле острова Атту 12 июня 1944 года. Возвращаясь с очередной бомбежки Курил, Кларку некуда было приземлиться: все аэродромы были затянуты плотным туманом. Израсходовав все горючее, он был вынужден садиться на воду: Экипаж перебрался в надувной плот и вскоре был подобран спасательным судном, а самолет затонул меньше чем за минуту»
«Мой друг, пилот VB-135 Льюис "Пэт" Паттесон был за штурвалом другой «Вентуры», возвращаясь с той же бомбежки он успел посадить свой самолет на запасной аэродром, на острове Симия.
Пэт прокомментировал катастрофу на Шумшу: "Похоже, что причиной этой катастрофы явилась комбинация перегрузки и плохой центровки. Эти два фактора были критическими для «Вентуры». На курильские операции мы всегда взлетали с перегрузкой в почти 3000 фунтов (1360 кг) и центр тяжести должен был находиться максимально близко к лонжерону крыла. Поэтому во время взлета весь экипаж перемещался в штурманский отсек и напоминал спортсменов, обнимающихся перед началом матча. А Джексон Кларк, как и я, родом из Техаса. Мы познакомились с ним еще в Далласе, на флотской медкомиссии. Потом мы вместе прошли полный курс летной подготовки, выпустились в одном классе и вместе же попали в эскадрилью VB-135. Так и летали, пока он не ушел на вынужденную в Петро (Петропавловск-Камчатский). А вот после его возвращения из России мы ни разу не виделись. Я помню, что ему предложили хорошую работу в Пентагоне и потом он некоторое время оставался в резерве, но после этого мы потеряли контакт. Пожалуй, все мы тогда были слишком заняты возвращением в гражданскую жизнь, работу и во все то, что мы оставили, уходя на войну...»

P.S. Также на борту погибшего самолета, была изображена русалка, которую нарисовали американские летчики, после своего спасения в водах Тихого океана. По легенде, именно русалка спасла их от неминуемой гибели в июне 1944 года, возле острова Атту, когда они приводнились на воду.

Подробная информация по американским самолетам, которые во время боевых вылетов совершали посадки на Камчатке, выложена на сайте Бориса Ильченко https://www.norpacwar.com