v Y
Электронные версии наших книг

n Ушедшие в вечный полёт. В июле 46-го...

В Макаровском районе, западнее п.Новое, есть гора Монетная. На ее склонах лежат обломки военно-транспортного самолета Ли-2.

Об этой катастрофе активистам «Поискового движения России» стало известно несколько лет назад, и они начали собирать всю доступную информацию по нему. Удалось выяснить, что первым обнаружил самолет почти 50 лет назад учитель физкультуры и военного дела Корниенко Вячеслав Сергеевич вместе с учащимися школы с.Новое, во время охоты на рябчиков.

Сейчас Вячеслав Сергеевич проживает в Краснодарском крае, поисковики связались с ним, и вот что он рассказал.

«Осенью 1968 года мы были на охоте, когда на соседней сопке увидели что-то блестящее, похожее на фрагменты самолета и на следующий день целенаправленно направились к нему. На месте крушения сначала мы увидели фюзеляж, одно крыло, двигатель, а чуть поодаль в зарослях разглядели еще один двигатель и крыло самолета. Между ними было голое место (выгорело так, что ни былинки не росло). Ребята начали вести раскопки. Нашли останки летчиков, обгоревшие орден «Красной звезды» и медаль «За победу над Германией». Останки мы оставили в приметном месте под обломками самолета. И, так как было уже поздно, а нам нужно было в этот же день вернуться в поселок, мы покинули место крушения. В понедельник следующего дня я встретился с директором школы Валерием Харитоновичем Хомячуком и рассказал о походе, показав найденные награды: орден и медаль. Он с этими находками обратился в военкомат города Макарова, который связался с областным военкоматом и наградным отделом в Москве. В этот же год пойти снова к месту крушения не вышло, так как в горах выпал снег. А на следующий год осенью в поселок прибыли представители авиационной воинской части поселка Гастелло в составе руководителя- майора, лейтенанта – медика и трех сержантов и попросили организовать сопровождение группы к месту крушения. В поиск с военными отправилась почти та же группа учеников старших классов, что и в первый раз. Военные машиной подбросили нас до плотины на реке Нитуй, а дальше мы пошли пешком. На месте крушения уже лежал снег 20-30 см. С останками экипажа, найденными в первый и этот походы, мы отправились в обратный путь. У плотины нас встречала военная машина с гробом для останков летчиков. Сложив в него останки, мы поехали на кладбище. Там уже было подготовлено место для захоронения и собралось очень много жителей поселка. Останки летчиков торжественно были преданы земле, а на могиле установлена стела. Первоначально на могиле экипажа была поставлена обычная стела с трафаретом: «Тебе, неизвестный солдат». А через несколько месяцев мы узнали фамилии летчиков экипажа. По номеру ордена было установлено, что он принадлежал Харину Дмитрию Евдокимовичу. Также тогда выяснили, кто был с ним в экипаже, в момент гибели. В Вахрушеве были сделаны два памятника из нержавейки (большой и маленький) с табличкой на которой выгравированы фамилии членов экипажа. Весной на установку постоянного монумента пришли жители, но, к сожалению, родных и близких воинов при этом не было. В этом же году, ближе к осени, я с 10 классом в полном составе пошел в поход к месту гибели самолета с малым обелиском – уменьшенной копией того, что был установлен на кладбище. С собой мы взяли цемент, а на стоянке в распадке набрали песка, гравия и воды. Идти было тяжело, но никто не роптал. На месте гибели все взялись за установку обелиска на поляне, выжженной от падения самолета» - вспоминает Вячеслав Сергеевич.

В общедоступной базе данных «Подвиг Народа» поисковики смогли найти на всех летчиков наградные листы, тогда выяснилось, что есть неточности в табличке на могиле экипажа. В частности, неправильно указана дата рождения и инициалы некоторых летчиков. Эти героические летчики воевали на западном фронте с Германией и на восточном с Японией, имели 8 орденов и 3 медали.

Весной 2017 года, благодаря Центральному архиву Министерства обороны и лично начальнику 1-го отдела Тихонову Андрею Владимировичу, были установлены обстоятельства катастрофы.

Так удалось выяснить следующее: 04.07.1946 года в 16-05 самолет Ли-2 340 транспортного авиационного полка вылетел из г. Хабаровска на аэродром Отиай (Сокол) с грузом авиационных запчастей. В районе п.Найро (Гастелло) была сильная облачность и командир корабля Харин Дмитрий Евдокимович, пробивая ее, выскочив из облачности на малой высоте, только случайно не столкнулся с водой, затем перевел самолет в набор высоты с левым разворотом. Через 8-10 минут полета в облаках с видимостью 50-100 метров увидел слева сопку и лес. Разворачиваясь от сопки, через несколько секунд, с набором высоты ударяется в следующую сопку. Экипаж в составе 6 человек (так в документе) сгорел вместе с самолетом, пассажиры- 4 человека, получили ожоги и травмы.

«История очень странная и запутанная. Как могли выжить находящиеся на борту пассажиры, если экипаж погиб, а самолёт полностью сгорел? Если были выжившие пассажиры, то почему не похоронили экипаж? Почему его впервые нашли только в 1968 году? Пока у нас только прибавилось вопросов. К сожалению, за несколько лет нам так и не удалось попасть к месту катастрофы, то половодье, то ранний снег, а в 2017 году еще и лютые медведи мешали провести поисковые работы. Но в этом году мы приложим все усилия, чтобы провести экспедицию и на месте все увидеть, попытаться разобраться во всем, а также найти необнаруженные ранее останки летчиков. Необходимо также обновить обелиск и установить памятную табличку, которая уже готова, нанести место катастрофы на спутниковую карту Wikimapia, для этого нужно снять точные координаты GPS» - рассказал руководитель регионального отделения «Поисковое движение России» Артем Бандура.

Активисты движения, с помощью жителей деревни Лапино, нашли родных командира корабля Харина Д.Е. проживающих в Приморском крае, а 7 декабря 2017 года, в школе деревни Шелаево Иркутской области, где он учился, прошло мероприятие Вечный полёт, посвященное летчику-герою.

Состав погибшего экипажа: Командир корабля - гвардии лейтенант Харин Дмитрий Евдокимович, родился 5.11.1923 года в деревне Лапино Долгомостовского района Красноярского края. В рядах Красной Армии с мая 1941 года. Окончил Омскую военную авиашколу пилотов в 1943 году. Принимал участие в Великой Отечественной Войне и в войне с Японией. Награжден медалью «За оборону Ленинграда», орденами «Отечественной войны» I-ой и II-ой степеней, орденом «Красной звезды». С июля 1945 года находился в составе 340-го авиационного транспортного полка 10-й воздушной армии в должности летчика.

Помощник командира корабля- лейтенант Бочаров Евгений Викторович, родился в 1922 году в Саратове. В рядах Красной Армии с апреля 1941 года. Окончил Омскую военную авиашколу пилотов в 1942 году. Принимал участие в войне с Японией. Награжден орденом «Красной звезды». С апреля 1945 года находился в составе 340-го авиационного транспортного полка 10-й воздушной армии в должности летчика.

 Штурман корабля- младший лейтенант Тюльнев Евгений Петрович родился 13.12.1923 года в городе Чернигов, УАССР. В рядах Красной Армии с июля 1941 года. Окончил Олсуфьевскую авиашколу, Челябинскую авиашколу штурманов и радистов в 1943 году. Являлся слушателем курсов летной школы в Москве. Принимал участие в Великой Отечественной Войне на Украинском фронте и в войне с Японией. Награжден орденом «Отечественной войны» II-ой степени. С июля 1945 года находился в составе 340-го авиационного транспортного полка 10-й воздушной армии в должности штурмана.

 Бортовой техник- лейтенант Шпыхов Николай Егорович, родился в 1915 году в Орловской области. В рядах Советской Армии с 1937года. Окончил курсы механиков в летномцентре г. Баку. Принимал участие в Великой Отечественной Войне и в войне с Японией. Награжден медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда», орденом «Красной звезды», орденом «Отечественной войны» I-ой и II-ой степени. С июля 1945 года находился в составе 340-го авиационного транспортного полка 10-й воздушной армии в должности бортового