v Y
Электронные версии наших книг

n Ли-2. Макаровский район.

В 1946 году, в районе поселка Нитуй пропал военный самолет Ли-2. Информации об этой авиакатастрофе нет нигде, напоминают о ней только обломки самолета на склоне сопки и памятник с фамилиями на кладбище поселка Новое, Макаровского района. В 1946 году, п.Новое, носил еще свое японское название Нитуй. Мы стали искать любую информацию, связанную с этой трагедией. Начали с посещения школы в п.Новое, переговорив с одной из учительниц, попали домой к одному из жителей поселка, он рассказал некоторые подробности обнаружения самолета. Далее удалось найти данные человека, который в 1960-70 годы (точной даты нет), находясь на охоте, первым нашел этот самолет. Через его дочь, Альбину Вячеславовну удалось вот что узнать:

Воспоминания Корниенко Вячеслава Сергеевича, который в 1960-70 годы нашел этот самолет.

Осенью 1968 года в выходные я с женой, Корниенко Ефросиньей Тихоновной, и своим бывшим учеником Абрамцевым Эдуардом пошли на охоту за рябчиками. Мы направились к месту, где вели поисковые работы геологи – это в районе за 20-м километром, после водопада на реке Нитуй вверх по течению. Там раньше стояла избушка сплавщиков. Мы дважды проходили подвесные мосты,несколько раз переходили реку вброд. И не доходя отметки 20 км, мы свернули на тропу геологов, ведущую к их базе хранения продуктов, миновав которую, пошли дальше по тропе к их разработкам. Шли в распадке между двух водоразделов речки, которая впадала в водопад реки Нитуй, до ручья, где и устроили место для ночлега. Оставив поклажу, мы поднялись вверх по распадку к месту, где вели разработки геологи, и начали охотиться. А возвращаясьназад, решили сократить путь и поднялись на левую сторону распадка горы Колдун(эта сопка хорошо видна из поселка; она самая высокая с лысой - безлесной вершиной).Забравшись на нее до кедрового стланика и пройдя по нему в южном направлениинемного мы остановились передохнуть. Тогда-тона противоположной сопке (справа от распадка) и увидели отблески от металла. Эдик предположил, что это останки разбившегося почтового самолета, которыйлетел из Южно-Сахалинска в Оху с продуктами и зарплатой для нефтяников (в поселке никто не знал о месте падения этого самолета, хотя поговаривали, что об этом знал охотник-промысловик Лакотоша, который проживал в нашем поселке). Попытка сократить путь нам не удалась, и пришлось вернуться по «сыпучкам» в этот же распадок.

На следующий день, после возвращения, я поговорил со своими учениками о том, что видел. Они предложили сходить туда в поход за магнием. Собрались ученики 9-10 классов: Шедько, Кодатко, Мякишев, Ерёмкин Н., Ерёмкин В., Геймур В., Семенов В. - все спортсмены с 1-2 разрядом по лыжам. На следующие выходные мы вышли тем же маршрутом в поиск. Разбили лагерь в распадке и налегке пошли вверх к месту где с женой видели отблески. Выйдя на отблески и взяв нужное направление, мы начали подыматься по сопке, что напротив Колдуна, к месту крушения. Подъем был очень крутой, безлесный, с высокой травой: чуть прозеваешь и ты скатываешься назад.

Почти у вершины Толик Кодатко увидел фюзеляж самолета и крикнул – Вот он! Но тут же не удержался и скатился вниз. Первым к самолету добрался Геймур Виктор. На месте крушения сначала мы увидели фюзеляж, одно крыло, двигатель, а чуть дальше в зарослях разглядели еще один двигатель и крыло самолета. Между ними было голое место (выгорело так, что ни былинки не росло).

Ребята начали вести раскопки. Нашли останки летчиков, обгоревшие орден Красной звезды и медаль «За победу над Германией». Останки мы оставили в приметном месте под обломками самолета. И, так как было уже поздно, а нам нужно было в этот же день вернуться в поселок, мы покинули место крушения.

В понедельник следующего дня я встретился с директором школы Валерием Харитоновичем Хомячуком и рассказал о походе, показав найденные награды: орден и медаль. Он с этими находками обратился в военкомат города Макарова, который связался с областным военкоматом и наградным отделом в Москве.

В этот же год пойти снова к месту крушения не вышло, так как в горах выпал снег. А на следующий год осенью в поселок прибыли представители авиационной воинской части поселка Гастело в составе руководителя- майора, лейтенанта – медика и трех сержантов (фамилий я не помню) и попросили организовать сопровождение группы к месту крушения.

В поиск с военными отправилась почти та же группа учеников старших классов, что и в первый раз. Военные машиной подбросили нас до плотины на реке Нитуй, а дальше мы пошли пешком. На месте крушения уже лежал снег 20-30 см. Мы продолжили раскопки, а военные занимались своим делом, определяли тип самолета. По разговорам я понял, что это якобы дуглас(?) - 2-х моторный бомбардировщик.

С останками экипажа, найденными в первый и этот походы, мы отправились в обратный путь. У плотины нас встречала военная машина с гробом для останков летчиков. Сложив в него останки, мы поехали на кладбище. Там уже было подготовлено место для захоронения и собралось очень много жителей поселка. Останки летчиков торжественно были преданы земле, а на могиле установлена стела.

Первоначально на могиле экипажа была поставлена обычная стела с трафаретом: «Тебе неизвестный солдат (герой?)». А через несколько месяцев мы узнали фамилии летчиков экипажа. По номеру ордена было установлено, что данный самолет пропал вроде бы в августе 1945 года (даты точно уж не помню сейчас) в районе поселка Хомутово под Южно-Сахалинском. Но мы его нашли в Макаровском районе недалеко от села Новое!

Об этом случае были заметки в газетах Сахалинской области и в центральной прессе, говорили по центральному телевидению (жена слышала передачу).

Сейчас уж не помню по чьей инициативе (Хомичука В.Х или Фоминой Р.Н) в Вахрушеве были сделаны два памятника из нержавейки (большой и маленький) с табличкой, на которой выгравированы фамилии членов экипажа: командир корабля гвардии старший лейтенант Харин, члены экипажа – Тюльнев, Бочаров, Шпыхов (инициалов и званий не помню).

Весной на установку постоянного монумента пришли жители, но, к сожалению, родных и близких воинов при этом не было. Вроде бы родственников одного из погибших нашли, вот только кого – не помню, но они не смогли приехать. Говорили, что и у Харина была девушка то ли в Корсакове, то ли в Невельске, но к этому времени ее след был потерян.

В этом же году, ближе к осени, я с 10 классом в полном составе пошел в поход к месту гибели самолета с малым обелиском – уменьшенной копией того, что был установлен на кладбище. С собой мы взяли цемент, а на стоянке в распадке набрали песка, гравия и воды. Идти было тяжело, но никто не роптал. На месте гибели часть ребят занялась раскопками, другая принялась за установку обелиска на поляне, выжженной от падения самолета.

Во время раскопок землю проверяли конвейером трижды (сначала одна группа, потом вторая, затем третья), чтобы ничего не упустить. В результате нашли Орден Отечественной войны 1 степени (нашла Коблова Тая), медали «За победу над Германией», обгоревшую ракетницу, кинжал со сгоревшей ручкой и компасом на тыльной металлической части рукоятки. Вроде бы был еще один Орден Отечественной войны 2-й степени – сейчас уж не помню. А Орден Красной звезды, найденный вначале возможно остался в музее Южно-Сахалинска.

Мною в школе был оформлен стенд, посвященный погибшим летчикам, на котором были фотографии с наших поисковых экспедиций, ордена и медали. Потом я еще не раз водил своих ребят к месту гибели самолета. А как-то в 70-х годах (1979?) в июле к нам пришла группа туристов-школьников из села Троицкое (что под Южно-Сахалинском). Ее руководитель, преподаватель физкультуры(?), попросил меня отвести их к месту гибели самолета. Я отвел их на место, все показал, но там с ними побыл не долго, так как нужно было до вечера вернуться домой. Группа занималась раскопками, но вроде бы больше ничего не нашла. А руководитель сделал много фотографий, которыми потом поделился со мной.

Жаль только, что когда я с ребятами в первые три похода ходил, мало было сделано фотографий на память, то фотоаппарата не брал с собой, то просто не до того было…

С уважением к памяти, бывший учитель физкультуры и военного дела школы села Новое Корниенко Вячеслав Сергеевич.

Позже пришла еще вот такая информация: «Мы оказывается очень сильно напутали с датами.... судя по фото: у памятника слева в почетном карауле стоит моя сестра, ей тогда (с ее слов) было где-то 12 лет. значит это 1977 год(?), следовательно погребение останков было годом раньше, а ходили родители на охоту еще годом ранее - в 1976 году, тогда же и с детьми ходил в первый поход отец. Но все можно узнать точнее: парни, что ходили были из 9-10 класса, старший - Ерёмкин Николай, одноклассники(вроде бы) Кодатко, Геймур и Семенов (он уже умер). Самолет был серебристый, военные говорили, что Дуглас. Все останки вместе с орденами и медалями были в районе сгоревшей до тла кабины, между крыльями. В каких газетах была публикация отец не помнит. Как рассказал отец, среди останков, что они собрали для захоронения были фрагменты крупных костей, позвонки, но черепов не было - все сгорело».

На памятнике 4 фамилии, даты и звания.

Харин Д.Е. 1923 г., командир корабля, гвардии лейтенант.

Бочаров Е.Д. 1922 г., второй пилот, лейтенант.

Тюльнев Е.П. 1923 г., штурман, гвардии мл.лейтенант.

Шпыхов Н.Е. 1915 г., техник, лейтенант.

Поискав в различных источниках и базах данных выяснились точные данные экипажа:

Харин Дмитрий Евдокимович (год рождения другой - 1922)

Бочаров Евгений Викторович (отчество Викторович)

Тюльнев Евгений Павлович

Шпыков Николай Егорович (в фамилии одна буква другая К, вместо Х)

Судя по наградным листам, экипаж был орденоносным, все боевые офицеры.

Самолет, скорее всего принадлежал 340 БАПу (бомбардировочный авиаполк), но информацию в ЦАМО получить сложно.